2020-2021 г. объявлен Годом Германии в России. Это послужило поводом к созданию виртуальной выставки, где мы показываем произведения немецкой живописи и декоративно-прикладного искусства из фондов ВМИИ им.И.И.Машкова.
Коллекция немецкого изобразительного искусства формировалась в нашем музее с начала 1960-х годов. Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Дирекция художественных фондов и проектирования памятников, Дирекция художественных выставок и панорам передали нам произведения живописи и графики, а Музей Восточных культур, Павловский музей-заповедник, Музей народного искусства НИИ художественной промышленности поделились музейными образцами керамики. Сегодня мы представляем девять живописных произведений и немногим более двадцати образцов декоративно-прикладного искусства.
Название выставки призвано отразить, на наш взгляд, художественные вкусы, уровень эстетического сознания простого человека, ну вот такого, например, какого изобразил Август Шплитгербер на картине «Ночной сторож» (1). Такие картины ,в основном неизвестных мастеров, предметы быта - часто бывали вполне доступными для рядового немецкого гражданина. Типа добропорядочного бюргера, среднестатического Августина, проходящего по узким темным улочкам XVII, XVIII и XIX века. Буржуазный прозаизм, пожалуй, нигде не утверждался так властно, как в Германии. В немецкой живописи наиболее живыми и значительными явлениями были те, которые выявляли непосредственную связь художников с жизнью.
Пейзажный жанр представлен «Мифологическим сюжетом» XVII века Иоганна Генриха Рооса (1631-1685) (2). Один из самых известных художников-анималистов, живописец и гравёр, представитель большой семьи немецких художников, Роос почти всегда придерживался одного и того же композиционного принципа с диагональной структурой изображения. Архитектурные элементы художник брал из собственных эскизов, в том числе созданных в долине Рейна. Особенно хорошо выходили у Рооса овцы и козы, шерсть которых он умел передавать с удивительным мастерством. В произведениях Неизвестных художников XVIII века «Пейзаж с охотниками» (3) и «Пейзаж с замком и путниками» (4) удачно сочетаются широкое пространственное видение и пристальное изучение мельчайших деталей. В представленных пейзажах транслируется важное представление о скоротечности человеческой жизни как мимолетной тени вечной жизни природы.
«Ведута» - вид городского пейзажа успешно разрабатывают в XIX и первой половине XX вв.такие художники как Карл Георг Антон Грэб (1816-1884) и Ганс Г.Вагнер (1885-1953). Архитектурный и театральный художник, декоратор, пейзажист Грэб – неутомимый путешественник, придворный художник Фридриха-Вильгельма IY, руководил студией декоративной и театральной живописи в Берлине. Всю жизнь он пользовался этюдами, привезенных из путешествий по Европе, писал картины масляными красками и акварелью. Его «Уголок Сполето» (1865) (5) говорит об умении мастера выбирать живописные точки зрения, точно до мельчайших подробностей передавать перспективу. Городской вид Сполето наполнен оживленной толпой – стаффажем. А взгляд зрителя устремляется ввысь, к архитектурной достопримечательности места – крепости Rocca Alborziana.
Итальянской Венеции посвятил свою работу Ганс Вагнер. Картина «Брег моря. Венеция» (6) создает яркий образ жемчужины Адриатики, запечатлев «высокий берег», мост Риальто рядом с которым располагается здание Немецкого подворья, и старинный оживленный рынок Риальто. Немцы достаточно поздно, только во второй половине XIX века, обратятся к своему родному пейзажу. Объединение немецких земель в 1881 г. поспособствовало укреплению чувства национальной идентичности.
Жанр портрета в немецком искусстве считается самым интересным. Создателем немецкого портрета в конце XYII-первой половине XYIII в. стал Бальтазар Деннер (1685-1749). Живописец побывал во многих странах, где создавал портреты правителей и членов их семей: датских королей Фредерика IY и Кристиана YI, польского короля Августа II Сильного, русского царя Петра III, шведского короля Адольфа Фредерика. «Голова старика» (1726) (7) из нашей коллекции написана на металлической основе – явление довольно редкое в истории живописи. В XIX веке портреты Деннера считали образцом простого скрупулёзного изображения, в котором теряется душа и живость изображенного человека, а в XX веке Германия признала Бальтазара Деннера классиком немецкой живописи.
Два женских портрета завершают нашу живописную галерею. «Женский портрет» (8) Неизвестного художника (1841-1860) принадлежит эпохе Бидермайер, когда художники стремились найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Реалистическое искусство, окрашенное романтическим настроением, утверждало быт и духовный мир среднего обывателя с его узким кругом небольших мыслей, чувств и добродетелей. Немецкий художник второй половины XIX века Франц Герман Копс (1846-1896) – замечательный портретист и жанрист трактует свою героиню как «домашнего ангела». «Портрет неизвестной» (9) написан в эпоху позитивизма в 1877 году, когда три великие «К» (Кирха, Киндер, Кухен) определяли тренд времени, а женщина представлялась витриной достижений мужа. «Положительность» проявляется в обилии украшений, эклектичности костюма и интерьера.
Декоративно-прикладное искусство Германии XIX века представлено в коллекции ВМИИ разнообразной керамикой. Прежде всего, это изделия легендарного мейсенского фарфора. Первая в Европе Фарфоровая мануфактура была основана в 1710 году в Мейсене близ Дрездена. С 1720 года на реверсе изделий появились скрещенные мечи, а с 1745 европейские цветы и фрукты на аверсе. Мы показываем несколько образцов тарелок (10-14) из «Комплекта столового сервиза» XIX века. Они объединены общим декором: фестончатыми волнистыми краями, подглазурной росписью кобальтом. На «зеркале» - углублении тарелок – букет крупных и мелких цветов с ветками листьями. По кайме вьется «луковый узор» - самый популярный мотив, оставшийся после «китайского периода».
Драгоценные чашки с блюдцами XVIII и XIX вв. демонстрируют тонкий белоснежный черепок, живописный неназойливый рисунок. Всеобщее восхищение вызывают объёмные статуэтки с практическим предназначением – маслёнки. «Яблоко», «Лимон», «Артишок», икорница «Куропатка». Все (с 10 по 23 номера)– изделия Meissen.
Разнообразные кувшины, предназначенные для пива и фруктовых вин, немецкого северного вина из речных долин Рейна и его притоков, завершают нашу экспозицию, удивляя разнообразием материалов, изысканностью рельефов и даже мистической концепцией. Так, Кувшин с оловянной крышкой и рельефными медальонами (25), относящийся к группе знаменитых «Кувшинов с бородатым человеком» с XVII века использовался в качестве «ведьминой бутылочки», которую заполняли предметами для заклинаний. А Кувшин с контррельефным узором (24) прочен как железо, так как создан из глиняно-каменной массы, известной гончарам Германии с XVI века. Средние века открыли богатые залежи оловянной руды в Саксонии. В целой серии немецких кувшинной и кружек XVII века мы видим использование оловянных деталей в качестве функционального декора.
Такой важный раздел немецкого изобразительного искусства как графика ждет своего часа, чтобы предстать перед нашим зрителем в качестве отдельной большой репрезентативной выставки.