«Движения живых стихий». К юбилеям И.К.Айвазовского и И.И.Шишкина | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
04.02.2022 - 25.04.2022
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Движения живых стихий». К юбилеям И.К.Айвазовского и И.И.Шишкина

Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова представляет две юбилейные выставки: экспозицию «Русский лес» к 190-летию Ивана Ивановича Шишкина и «Движения живых стихий» к 205- летию Ивана Константиновича Айвазовского.

В проект вошло более восьмидесяти картин из фондов ВМИИ имени И.И. Машкова. Как и произведения декоративно-прикладного искусства, дополняющие выставки,  они посвящены лесу и морю и выполнены мастерами ХХ-ХХI веков.

Новые музейные экспозиции – подарок музея Машкова волгоградцам и гостям города. Они позволяют вспомнить великих мастеров, насладиться прекрасными произведениями и предвкушением весны и теплого лета.

Мотивом и вдохновением выставки «Русский лес» является творчество И.И.Шишкина, которого современники восхищенно называли «царем леса», подчеркивая уникальность его мастерства. Живописным эпиграфом к выставке выступает этюд «Рябина», написанный И.Шишкиным в 1892 и подаривший нам тонкий трогательный образ лесной царевны.

Живопись - «живая беседа души с природой и богом», подчеркивал мастер и, облюбовав место, в лесной мастерской писал удивительные «портреты» русского леса от тонких хрупких травинок до величавой кроны деревьев. Цель экспозиции показать единство леса как мудрость целого,  данную в природном разнообразии со своим особым не историческим течением времени. И. Шишкину удалось средствами искусства передать   мысль: «...Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью. Что может быть лучше природы...».

Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического и характерного в природе отличает большинство работ, представленных в экспозиции. Времена года и время дня запечатлели Ф.И. Суханов,  Н.М.Ромадин и П.Т. Фомин. Изысканную простоту  художественного описания природы обнаруживают произведения И.С. Сошникова, В.Н. Гаврилова и С.М. Скубко. Понимание, что отдельные деревья за свою жизнь приобретают еще и выраженную индивидуальность – не только видовую, но и свою «личную» историю и, войдя, в общее бытие леса космизируютего стихию передают образы В.А. Орловой, П.Ф. Шардакова и В.Н. Лосева. Достоверно написанное дерево дышит на солнышке и в тени в работах И.В. Ивановского, И.Л. Лизака и Г.М. Котова.

Лес имеет и еще один источник силы – свою таинственность, которая подобно лесной тени исключает однозначные мироописания, иллюстрируя идею об одновременности вечности и изменчивости, о подобии микро и макрокосма и это отражают произведения Г.М. Котова, И.В. Ивановского и всех мастеров, работы которых вошли в Выставку.  Познание объективной истины мира природы становится сочетанием интуитивного и рационального существования человека. Таинственное притягивает и страшит как безграничная лесная горизонталь Б.Я. Ряузова, лесной хоровод П.Ф. Шардакова и свет темного леса в работах Н.М. Ромадина и Б.В. Щербакова.

Лесная поэзия звучит в произведениях А.А. Мыльникова и Е.В. Рябинского, присутствие эпического начала обнаруживают образы леса Г.К. Малыша, Е.И. Зверькова, А.В. Лентулова и других. Жизнеутверждающая сила природы может звучать и как мысль о счастье и благодати в человеческой жизни, окрашенная теплом цвета как в произведениях  В.Ф.Губко,  В.В.Макарова и С.А.Щербакова.

И.И. Шишкин решающее значение при создании картин придавал этюдам. Почти половину жизни он провёл в лесу на этюдах, так как считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Эту кропотливую предварительную работу на натуре он и требовал от учеников, выступал против копирования с так называемых «оригиналов», приучавших к чужим приемам. Ноту, пока не завершенной и, вместе с тем, «настоящей» правды природной картины вносят в экспозицию этюды Ю.С. Подляского, А.М. Николаева, А.А. Фильберта и других мастеров.

В наброске ответов Шишкина на вопросы «Петербургской газеты», опубликованные 10 января 1893 г. в девятом номере  читаем: «Мой идеал счастья? Душевный мир. Мой девиз? Быть русским». Художник говорил своим ученикам о том, что если новое поколение не умеет еще понять все таинства природы, то в будущем придет художник, который сделает чудеса и «он будет русский, потому что Россия страна пейзажа». История пейзажа в России по-прежнему остается открытой, у ее истоков стоит И.Шишкин, стремившийся правдиво и ясно отобразить родную природу.

Выставка «Движения живых стихий» обращается к памяти о великом маринисте всех времен и народов, Иване Константиновиче Айвазовском и предлагает поразмышлять, какую роль играет его творчество в развитии российской пейзажной традиции в ХХ и ХХI веках.

  И.К. Айвазовский (1817, Феодосия – 1900, Феодосия) оставил после себя огромное художественное наследие. Он при жизни получил все возможные награды и звания и неиссякаемый восторг поклонников его фантастического мастерства. Академик живописи, профессор Санкт-Петербургской императорской Академии художеств и почетный член пяти европейских Академий, художник Главного морского штаба России, член Русского географического общества, кавалер российских орденов: Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, Белого орла, Св. Александра Невского. А также французского ордена Почетного легиона, греческого ордена Спасителя, турецких орденов Нишан – Али, Османие, Меджидие. Без преувеличения можно утверждать, что И. К. Айвазовский – гражданин мира, художник, близкий по духу любому человеку, влюбленному в природу, романтику, тянущемуся к красоте и возвышенным чувствам.

В отличие от сторонников реалистического метода, опиравшихся на тщательную фиксацию непосредственного наблюдения природы, Айвазовский считал, что: «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». Поэтический склад мышления дополнял у И.К. Айвазовского феноменальную зрительную память. Это позволяло ему виртуозно экспериментировать. Часто его работы сравнивают с музыкальными импровизациями. Один из любимых мотивов – открытое море в полуденный час, написанное в холодной цветовой гамме. Романтический образ парусника усиливает обаяние «голубых марин» Айвазовского. Характерным примером является подлинный шедевр из коллекции музея – картина «Штиль на море» 1876 года, представленная в экспозиции.

Влияние творчества великого мариниста на отечественный пейзаж трудно переоценить. На столетия вперед он настроил на романтический лад наше восприятие водных стихий, «большой воды».  Зрители имеют возможность убедиться в этом на выставке. Около сорока «водных» пейзажей советских художников ленинградской, московской, саратовской, прибалтийской живописных школ демонстрируют «генетическую связь» с восприятием природы, свойственной мастерам искусства XIXстолетия.И не так важно, изображают они океан, северные моря или полноводные русские реки и широкие озера.Так же выставка дает возможность встречи с работами наших любимых художников старшего поколения Волгоградского Союза художников. Ф.И. Суханов, Н.Е. Черникова, П.Ф. Шардаков, В.В. Стригин, Г. Ф. Зотов, В. Н. Лосев, А.И. Бородин, А.А. Михайлов, С.А. Щербаков с равным успехом воспроизводилине только живописные виды родной Волги или Дона, но и пейзажи дальних странствий, куда отправлялись они во время своих путешествий, пленэров и командировок.

Выставки проходят по адресу: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова, пр. Ленина,21 тел: 38-59-15, 38-24-44

Зотов Геннадий Федорович.<br>Кабардинка.<br>1996. Холст, масло.
Зотов Геннадий Федорович.
Кабардинка.
1996. Холст, масло.
Коваль Владислав Эдуардович.<br>Остров сокровищ.<br>1995. Холст, масло.
Коваль Владислав Эдуардович.
Остров сокровищ.
1995. Холст, масло.
Зариньш Индулис Августович.<br>Купальщица.<br>1984. Холст, масло.
Зариньш Индулис Августович.
Купальщица.
1984. Холст, масло.
Ларин Юрий Николаевич.<br>Приморский пейзаж.<br>1980. Холст, масло.
Ларин Юрий Николаевич.
Приморский пейзаж.
1980. Холст, масло.
Нисский Георгий Григорьевич.<br>Шхуна. Туман.<br>1960. Холст, масло.
Нисский Георгий Григорьевич.
Шхуна. Туман.
1960. Холст, масло.
Оссовский Пётр Павлович.<br>Море шумит. Серия «Древние камни Созополя».<br>1981. Картон, масло.
Оссовский Пётр Павлович.
Море шумит. Серия «Древние камни Созополя».
1981. Картон, масло.
Лентулов Аристарх Васильевич.<br>Лес.<br>1935 Холст, масло.
Лентулов Аристарх Васильевич.
Лес.
1935 Холст, масло.
Подляский Юрий Станиславович.<br>Осень в Забайкальских горах. Западный БАМ.<br>1983-1985. СССР, г. Ленинград Холст, масло.
Подляский Юрий Станиславович.
Осень в Забайкальских горах. Западный БАМ.
1983-1985. СССР, г. Ленинград Холст, масло.
Ромадин Николай Михайлович.<br>Тропинка в лесу.<br>1962. СССР, г. Москва Картон, масло.
Ромадин Николай Михайлович.
Тропинка в лесу.
1962. СССР, г. Москва Картон, масло.
Суханов Фёдор Иванович.<br>Весна-княжна. Цветёт багульник.<br>1987, г. Волгоград Картон, масло.
Суханов Фёдор Иванович.
Весна-княжна. Цветёт багульник.
1987, г. Волгоград Картон, масло.
Скубко Сергей Михайлович.<br>Осенний пейзаж (В раме).<br>1990. СССР, г. Москва Холст, масло.
Скубко Сергей Михайлович.
Осенний пейзаж (В раме).
1990. СССР, г. Москва Холст, масло.
Щербаков Борис Валентинович.<br>В лесу подмосковном.<br>1973. СССР, г. Москва Холст, масло.
Щербаков Борис Валентинович.
В лесу подмосковном.
1973. СССР, г. Москва Холст, масло.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО