Открытие выставки 11 марта в 17:00.
Выставка проводится в рамках проекта «Первая улица Мира», ставшего победителем грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Она имеет чудесное происхождение. Волею случая в руки волгоградского архитектора Вячеслава Юшина попал чемодан. В нем оказались детские рисунки, датированные 1956-1958 гг. А на рисунках – все, что как правило, рисуют ребята в художественных студиях- натюрморты, портреты друзей, то, что окружает юного художника. И это- наш город, жизнь улиц, Волга, быт, интерьеры- какими они были 60 лет назад. Самая живая жизнь, описанная немного неумело, безыскусно и без прикрас, но с искренним усердием и поразительным доверием к миру. Чемодан оказался машиной времени; 70 рисунков дают возможность окунуться в жизнь Сталинграда 50-х, увиденную глазами юных художников. Экспозиция дополняется фотоматериалами и текстами, от первого лица рассказывающими о сталинградском детстве. Рисунки не имеют названий. Зрителю предлагается увлекательная игра по распознаванию изображенных уголков и ситуаций. Сегодняшние ученики и преподаватели художественных школ и студий получат редкую возможность увидеть, чему и как учили раньше.
Современного зрителя эти рисунки удивят стремлением не к сказочности, а к наиболее точному охвату реальности и каким-то очень взрослым конструированием пространства. Так что правильнее их назвать не столько детскими, сколько подростковыми, юношескими, о чем свидетельствуют и автопортреты. Видимо, художникам в момент создания работ было лет по 15-16. Т.е. они родились в 1940-1941 году и были детьми, чудом уцелевшими во время войны. За рисунками встает целый пласт жизни поколения, чье взросление пришлось на время возрождения города, когда каждый день открывал ранее неведомые перспективы и надежды. Юность города была их юностью.
В рисунках есть недетская обстоятельность, ведь и обычная сумка, и буханка хлеба, и новая газовая плита для этих художников были не просто натурой. Каждый из этих предметов вселял уверенность в том, что жизнь налаживается и делается все более счастливой. Это поколение повзрослело очень быстро и умело, как никто другой, радоваться тому, что нам видится привычным и обыденным. Сама устойчивость быта была для них свидетельством прочности нормального течения жизни. Кружки и студии были тогда не просто развлечением. Серьезность подхода опиралась на деловитое стремление овладеть профессией, чтобы поскорее встать на ноги.
Описанные в рисунках реалии, интонации, черты жизненного уклада абсолютно точно совпадают с картиной, полученной в результате социологического исследования микроистории улицы Мира, которое было проведено в рамках проекта «Первая улица Мира» кандидатом социологических наук Ю.А.Дроздовой. Результаты этой работы будут представлены на открытии выставки.
Большая часть рисунков подписана двумя фамилиями: Прошкин и Тутулов. Они были товарищами, обменивались работами, рисовали друг друга, обоих звали Геннадиями. И это еще один сюрприз чемодана. Дело в том, что оба стали художниками, жили и работали в Волгограде, но сегодня о них фактически ничего не известно. Они маркируют довольно значительный слой художников, который в силу различных причин выпал из внимания искусствоведов, историков. Больше всего здесь рисунков Прошкина, вероятно и весь «клад» принадлежал ему. Художники старшего поколения вспоминают Геннадия Прошкина как яркого мастера монументальной живописи. Вероятно, он закончил Краснодарское художественное училище и Суриковский институт (по другим сведениям- Строгановское училище). Был членом Союза художников, в 1960-е занимался чеканкой, работал над мозаичными полотнами, которые украшали город и область. Он трагически погиб в 1972 или 1973 г. Вот и все- не осталось его друзей, публикаций, сведений в музейных каталогах. О Г.Тутулове известно и того меньше, вероятно, он работал художником- оформителем и жил очень скромно.
Организаторы выставки очень надеются, что при помощи художественного сообщества, неравнодушных людей нам удастся найти информацию об этих художниках. Не менее захватывающий сюжет- попытаться узнать, в какой студии ребята занимались. Видимо, Прошкин жил в Ворошиловском районе, вероятно, занимался в Доме пионеров. Известно, что в нашем городе действовало много студий, которые часто открывали дорогу в профессию. Их роль до сих пор остается недооцененной. Что мы знаем о тех художниках-педагогах, которые руководили этими студиями? Самая известная из них – под руководством Георгия Леонтьевича Руднева - была в Доме пионеров в Центральном районе. Г.Л.Руднев- личность в художественной среде Волгограда легендарная, именно он был назначен в 1960 г. первым директором Волгоградского музея изобразительных искусств, но и о нем известно очень мало.
Выставка несет в себе открытие, ставит немало вопросов и ждет отклика волгоградцев. Организаторы выставки будут благодарны за любую информацию о художниках и их учителях, которую можно отправить в группы ВМИИ в социальных сетях, по телефону (38-01-91, 38-59-15).
История художественной жизни нашего города еще не написана, настало время восстанавливать в памяти ее потерянные звенья. Выставка свидетельствует о неповторимой значимости и хрупкости каждой художественной вселенной.